Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

горький максим

Энциклопедический словарь

Го́рький Максим - настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) так называемые босяки. В романе «Мать» (1906-07) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-11) - пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в неё революционных настроений. Проблема русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» (1912-17). В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отдельное изд. - 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал её преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-1916), «Мои университеты» (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах («Егор Булычов и другие», 1932), в незавершённом романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-36). За границей (1921-31) и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы (в том числе теории социалистического реализма).

М. Горький.

* * *

ГОРЬКИЙ Максим - ГО́РЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород - 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «Серебряного века (см. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК)») и советской литературы.

Происхождение, образование, мировоззрение

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение))и материализма И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)до позитивизма Ж. М. Гюйо (см. ГЮЙО Жан Мари), романтизма Дж. Рескина (см. РЕСКИН Джон)и пессимизма А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур). В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович)стояли книги Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард), М. Штирнера (см. ШТИРНЕР Макс)и Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих).

Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и - парадоксальным образом - породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич), 1912).

Ранний Горький (1892-1905)

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко (см. КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович), опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) и Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич).

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 - начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным (см. ЛЕНИН Владимир Ильич). Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» (см. ЗНАНИЕ (книгоиздательское товарищество)) и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.

Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) в Московском художественном театре (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР)(1902; играли Станиславский, В. И. Качалов (см. КАЧАЛОВ Василий Иванович), И. М. Москвин (см. МОСКВИН Иван Михайлович), О. Л. Книппер-Чехова (см. КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна) и др.). В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

Между двух революций (1905-1917)

После поражения революции 1905-1907 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-1914), «В людях» (1915-1916), цикл рассказов «По Руси» (1912-1917). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич)и А. А. Богдановым (см. БОГДАНОВ Александр Александрович) проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна (см. МАНН Томас), Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»

Годы эмиграции (1917-28)

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь» (см. НОВАЯ ЖИЗНЬ (газета меньшевиков)); 1917-1918; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович), А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович), В. Б. Шкловский (см. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович)и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература» (см. ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА), открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш (см. ФОРШ Ольга Дмитриевна) «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина (см. ФЕДИН Константин Александрович) «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 гг. Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович), В. В. Ивановым (см. ИВАНОВ Всеволод Вячеславович), А. А. Фадеевым (см. ФАДЕЕВ Александр Александрович), И. Э. Бабелем (см. БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович) и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х гг.

Возвращение

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник, он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia» (см. АКАДЕМИЯ (издательство)), книжные серии «История фабрик и заводов» (см. ИСТОРИЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ), «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба» (см. ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА), а также Литературный институт (см. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ), затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР (см. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР), созданный по его инициативе.

Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

Большой энциклопедический словарь

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) - русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник "Очерки и рассказы" (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, "свободной" морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе "Мать" (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса "На дне", 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В "окуровском" цикле (роман "Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-11) - пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге "Несвоевременные мысли" (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: "Детство" (1913-14), "В людях" (1915-16), "Мои университеты" (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах ("Егор Булычов и другие", 1932), в незавершенном романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина" (т. 1-4, 1925-36). За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы ( в т. ч. теории социалистического реализма).

Энциклопедия Кольера

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя - Алексей Максимович Пешков)

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

(1868-1936), русский писатель. Родился 28 марта 1868 в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние оказала на него бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная попытка поступить в Казанский университет, смерть бабушки, безответная любовь, разброд в мыслях и нищета привели его к попытке самоубийства 25 декабря 1887. Пять с лишним лет Горький пешком странствовал по России, накапливая впечатления, позднее питавшие его творчество. В этот первый период, с 1892 по 1902, он описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни. Его персонажами были по большей части бродяги, проститутки, воры. Такие рассказы, как Челкаш, Однажды осенью, На плотах, Супруги Орловы и Двадцать шесть и одна; романы Фома Гордеев и Трое; пьесы Мещане и На дне представляют характерные образцы горьковского творчества этого времени. Второй период (1902-1913), отмеченный тесным сотрудничеством с революционными организациями, отчетливее всего отразился в пьесах Дачники (1905) и Враги (1906) и романе Мать (1907). В 1905 Горький предпринял путешествие в США, в основном же проживал на острове Капри. В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них - Детство (1913-1914), В людях (1916), Мои университеты (1923) и Заметки из дневника. Воспоминания (1924). Грандиозный (незаконченный) роман-эпопея Жизнь Клима Самгина и многочисленные литературно-критические статьи написаны в последние годы его жизни. Горький умер (есть версия, что он был отравлен) в Горках, под Москвой, 18 июня1936, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького. Как поэт Горький не столь значителен, однако своими вдохновенными революционными стихами Песня о Буревестнике и Песня о Соколе он заслужил репутацию "Певца российской революции". Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя мирами, Горький является связующим звеном между старой и новой Россией.

ЛИТЕРАТУРА

Горький М. Собрание сочинений, тт. 1-30. М., 1949-1955 Десницкий В.М. Горький. М., 1959 Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения, тт. 1-25. М., 1968-1976 Михайловский Б. и Тагер Е. Творчество Горького, 3-е изд. М., 1969 Овчаренко А.И. М.Горький и литературные искания XX столетия. М., 1971 Максим Горький в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1981 Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. М., 1990

Гуманитарный словарь

ГО́РЬКИЙ МАКСИ́М (наст. фам. и имя Пешков Ал. Макс.) (1868-1936) - писатель, деятель культуры. Одна из крупнейших фигур в отечеств. и мировой лит-ре 20 в. Из нижегородских мещан. Детство прошло в доме деда и "в людях". Его "университетами" стали два хождения по Руси (1888-89, 1891-92), знакомства с людьми разных социальных кругов и овладение десятками профессий. В 1884 пытался поступить в Казанский ун-т, но экзаменов не выдержал. Первое опубл. произв. - рассказ "Макар Чудра" (1892). Лит. успех принес рассказ "Челкаш" (1895), а сб. "Очерки и рассказы" (1898) - всерос. известность. Европ. слава укрепилась за Г. с выходом в свет его собр. соч. в 4-х тт. в изд-ве "Знание" (1900). Предреволюц. настроение эпохи отразилось в героях его "босяцких" и бытовых рассказов, героич. песен и легенд, людях беспокойного сердца, отвергших мир, где нет места свободному человеку, ратующих за пересоздание жизни по законам разума и справедливости, поддерживающих идею героич. бунта, способных противостоять и христ. смирению, и индивидуалистич. гордыне. "Песня о Буревестнике" (1901) была воспринята об-вом как зов "буреглашатая" рев-ции. Существ. место в раннем творчестве Г. заняла тема мещанства. По мысли Г., мещанство - строй души, в к-ром главенствовала погоня за собственностью ради собственности, добытой любой ценой ("Заметки о мещанстве", пьеса "Мещане", отмеченная Грибоедовской премией и с успехом поставленная МХТ). Драма "На дне" (1902, тоже отмеченная Грибоедовской премией; ее постановки превращались в антиправительств. демонстрации) вызвала споры, продолжавшиеся не одно десятилетие, о правде и лжи, приоритете истины или милосердия, соотношении активного и пассивного жизн. начал, жалости и человеч. достоинства. Проблема гражданско-мещанского в свете событий 1-й рус. рев-ции была поставлена и на мат-ле жизни рус. интеллигенции ("Дачники", 1904; "Дети солнца", 1905; "Варвары", 1905). На рубеже веков Г. выступил как организатор лит-ры (активный член кружка "Среда", рук. отдела беллетристики ж. "Жизнь", книгоизд-ва "Знание"). В 1902 Г. избран поч. академиком, но по распоряжению Николая II выборы объявлены недействительными, и в знак протеста складывают с себя это звание А. П. Чехов и В. Г. Короленко. 8 янв. 1905 Г. пытался остановить надвигающееся кровопролитие в Петербурге, написал воззвание "Ко всем русским гражданам и общественному мнению европ. гос-в" - призыв к борьбе с самодержавием. Был заключен в Петропавловскую крепость. В дни декабрьского вооруж. восстания находился в Москве, в 1906 организовал сбор средств в пользу рев-ции (в т. ч. в Берлине, Париже, США; отражение этих поездок - памфлеты "Мои интервью" и "В Америке"). Пиком лит. деят-ности этих лет стали пьеса "Враги" (1906) и ром. "Мать" (1907), к-рые впоследствии были оценены как первые произв. социалистического реализма.

С 1905 Г. связан с РСДРП (вышел из нее в 1917). В 1908 (совм. с А. А. Богдановым, В. А. Базаровым, А. В. Луначарским) вступил в конфликт с В. И. Лениным и Г. В. Плехановым; в духе идей богостр-ва написал пов. "Исповедь" (1908), где пытался соединить идеи рев. борьбы с новой пролетарской религией. После поражения 1-й рус. рев-ции (живя на Капри и в России) Г. написал цикл Окуровских повестей ("Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина"), романтич. "Сказки об Италии", сатирич. "Рус. сказки", автобиогр. повести "Детство" и "В людях", ряд рассказов, объединенных в 1923 в цикл "По Руси". В этих произв., отражающих раздумья Г. о судьбах и путях России, пафос рев. прокламаций соседствует с сатирой, нац. рус. характер предстает как поле битвы звериного и человеческого, азиатского и западного, мещанского и рев. начал (ср. со статьями тех лет "Разрушение личности", "О карамазовщине", "Несвоевременное" и др., а также б. поздними: "Революция и культура", 1918; "Несвоевр. мысли", 1918; "О рус. крестьянстве", 1922). С т. зр. Г. Россия нуждалась в социалистич. преобразованиях, но не была к ним готова, а рев-ция в этих условиях могла стать толчком к разрушению культуры, погоне за властью, а не началом созидания нового об-ва. В 1910-е гг. Г. издавал сб-ки пролетарских писателей, редактировал ж. "Летопись", организовал изд-во "Парус".

В 1918-21 Г. стоял во главе отечеств. культурного движения. При его участии организованы 1-й Рабоче-крест. ун-т, т-р "Нар. комедии" и Большой драматич. т-р в Петрограде, изд-во "Всемирная лит-ра". Г. редактировал ж. "Северное сияние". В 1921-31 жил гл. обр. за границей. В Берлине основал ж. "Беседа", публиковавший произв. рус. писателей, живших по обе стороны границы. На рубеже 20-30-х гг. рук. ж. "Наши достижения", "Лит. учеба", "За рубежом"; возглавил издание кн. серий "Жизнь замечат. людей", "Б-ка поэта", "История молодого человека", "История гражданской войны" и др.; стал инициатором создания в Москве в 1932 Ин-та мировой лит-ры и в 1933 Лит. ин-та (ныне оба - имени Г.). На 1-м Всес. съезде сов. писателей (1934) выступил с докладом и заключит. речью, в к-рых были сформулированы принципы социалистич. реализма. Особое культурное значение имели дружеские и деловые связи Г. с крупнейшими писателями мира.

В послерев. жизни Г. много неясного. Известно, что последние годы он провел под надзором НКВД. Его творчество этого периода отмечено обостренным интересом к истории России. Г. создает ряд лит. портретов, пишет автобиогр. пов. "Мои ун-ты", ром. о судьбах рус. капитализма "Дело Артамоновых" (1925), обширную "Жизнь Клима Самгина" - эпич. полотно, в к-ром сделана попытка показать движение рус. истории через сознание рефлектирующего интеллигента-индивидуалиста; серию пьес, среди к-рых наиб. значительна трилогия о судьбах рус. капиталистов в эпоху трех революций: "Егор Булычев и другие" (1931), "Достигаев и другие" (1933), "Васса Железнова" (1935). Был тесно связан с театр. жизнью России (вторая жена Г. - изв. актриса М. Ф. Андреева), морально и материально поддерживал на нач. этапе творч. пути мн. совр. отечеств. литераторов.

М. Горький. Худ. В. А. Серов. 1904

М. Горький. Худ. В. А. Серов. 1904

Поговорки

Пск. Пулемёт. ПОС 7, 139.

Афоризмы

Горький Максим (наст. имя - Пешков Алексей Максимович) (1868 - 1936)

Русский писатель.

Афоризмы, цитаты -

Горький Максим - биография

"На дне", 1902 *)

В карете прошлого никуда не уедешь. - (Сатин)

Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека. - (Сатин)

Полезные сервисы

горький максим горьков лев

Большой энциклопедический словарь

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) ГОРЬКОВ Лев Петрович (р. 1929) - российский физик-теоретик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по сверхпроводимости, квантовой статистике, теории твердого тела. Ленинская премия (1966).

Полезные сервисы